Балаковская епархия

Саратовская митрополия

Русская Православная Церковь

По благословению

епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея

Святые современники

02 июня 2025 г.

Старец Иосиф Ватопедский сказал: «Подражание святым — это одно из самых важных средств, которое с разных сторон полезно и необходимо для нас. Сам апостол Павел нас побуждает: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11, 1)».

Книга митрополита Илариона (Алфеева) «Святые наших дней» представляет собой рассказ о восьми наших современниках: святителе Зиновии (Мажуге), преподобном Гаврииле (Ургебадзе), преподобном Паисии Святогорце, схиархимандрите Софронии (Сахарове), архимандрите Иоанне (Крестьянкине), архимандрите Кирилле (Павлове). Трое из них уже прославлены в лике святых. С жизнью святых многие знакомы по житиям, другим книгам и фильмам. В этой же книге представлено их подробное жизнеописание и воспоминания самого автора митрополита Илариона. Книга богата иллюстрациями — это прижизненные фотографии святых и их современников, иконы, храмы, монастыри.

Встречи со святыми старцами

В книге автор представляет читателям свое­образный «живой» дневник воспоминаний — мы становимся свидетелями встреч митрополита Илариона с подвижниками веры. К примеру, он рассказывает о встрече с преподобным Паисием Святогорцем в 1991 году: «Наиболее сильное впечатление из всех, кого я видел на Афоне в тот первый приезд, на меня произвел старец Паисий. <…> Он жил в келье Панагуда, принадлежавшей монастырю Кутлумуш. Перед входом в его каливу (монашеское жилище) сидело много людей, и мне пришлось довольно долго дожидаться своей очереди. <…> Когда, наконец, настал мой черед, я увидел перед собой пожилого человека сухощавого телосложения, с проницательным взглядом. Беседа происходила на свежем воздухе, в тени деревьев и шла на греческом языке, без переводчика. Говорил он очень простым языком». О чем шла речь между старцем Паисием и митрополитом Иларионом, можно прочесть на страницах этой книги в главе о святом Паисии в подразделе «На Афоне». Кроме того, автор делится радостью, что именно ему выпала честь как председателю Отдела внешних церковных связей озвучить доклад на заседании Священного Синода о включении в святцы Русской Православной Церкви преподобного Паисия Святогорца.

Описывая встречу с будущим преподобным Гавриилом (Ургебадзе), владыка Иларион так характеризует его внешность: «…худощавый человек высокого роста с большими светящимися глазами и черными вьющимися волосами. Одет он был в черный подрясник, на голове монашеская шапочка, на груди маленькая икона Пресвятой Богородицы. У него были большие лучистые глаза, в которых светилась любовь». Всех бесед не будем перечислять, только отметим, что они удивительные, и многие из них запечатлены на фотографиях.

Теплые описания встреч и фотографии со святыми старцами создают для читателя «эффект присутствия». Кроме того, митрополит Иларион ярко и красочно рассказывает о живописной природе тех мест, где жили и подвизались в своих трудах святые отцы Церкви, описывает уклад и быт монастырской жизни.

В одном из отзывов на книгу «Святые наших дней» в сети Интернет меня поразили такие слова: «Эта книга вызывает во мне особый отклик, потому что главные лица — наши современники. Когда мы читаем жития древних святых, можно подумать: так это когда было-то?! У них совсем другая жизнь была. Они стали святыми, потому что им выпала возможность пострадать за веру в Христа. А у нас-то какие возможности? Как спастись? И вот — живой пример! Хотя, конечно, это пример монашествующих, а не мирских, но надежда-то есть для всех!»

 

Сильные духом

Нам часто представляется, что святые имели сильное здоровье, редко болели и жили в те времена, когда всё было лучше и легче. В книге же представлены рассказы о святых без прикрас, как о таких же, как и мы, людях, терпящих боли и скорби: «На самом деле отец Софроний всегда отличался очень слабым здоровьем. На Афоне он едва не умер и потом не раз оказывался на грани жизни и смерти. В его письмах разных лет жалобы на здоровье постоянно перемежаются с выражением удивления перед тем фактом, что он до сих пор жив. То, что Господь дал ему дожить до девяноста шести лет и при этом до последних дней сохранять полную ясность ума, нельзя объяснить иначе, как чудом Божиим». Или, например, автор рассказывает, как однажды из­за сильных болей преподобный Паисий потерял сознание во время Литургии. Но даже когда боли стали нестерпимыми, старец Паисий все равно продолжал принимать людей, приходить на Литургию, выстаивая ее от начала до конца, не присаживаясь. Когда он не мог принять людей лично, читал их записки. Эти святые отцы Церкви — пример для нас в том, что, терпя болезни и скорби, они продолжали нести свое служение людям, не отчаиваться, не унывать, но за всё благодарить Бога.

Творческие люди

Примечателен рассказ в главе, посвященной жизни схиархимандрита Софрония (Сахарова), о том, что он прекрасно рисовал, в школьные годы посещал художественную студию при Большом театре, уже во взрослые годы вступил в Московский союз художников и поступил в Московский институт живописи, ваяния и зодчества. Причем больше всего будущего отца Софрония интересовал русский символизм, он стал осваивать технику превращения реальных предметов в абстрактные живописные образы. В книге представлены рисунки отца Софрония, к примеру, его автопорт­рет и портреты его сестер.

На примере отца Софрония мы видим, что подвижники были людьми творческими. По признанию самого отца Софрония: «Искусство было для меня путем к познанию бытия». Об этом автор книги замечает: «Эти две стихии — живопись и молитва — захватывали его настолько, что иногда он терял ощущение времени и пространства».

Будьте как дети

Митрополит Иларион делится с читателями яркими моментами из жизни преподобного Паисия: «Много внимания старец Паисий уделял общению с детьми. С ними он был, как ребенок: мог с ними играть, шутить, обливать их водой из шланга. Любил угощать детей лукумом или пасхальными яйцами. Иногда ради общения с детьми он должен был отказываться от встреч с ожидавшими его взрослыми».

В рассказе о святителе Зиновии (Мажуге) мы встречаем следующее повествование: «Владыка всю жизнь любил детей и всегда был окружен ими. Когда он служил, они сидели рядом на ступенях его кафедры. Во внебогослужебное время он одаривал детей конфетами, а если не было конфет, дарил металлические рубли, которые специально хранил у себя для этой цели. Всегда участвовал в приходских детских праздниках». Такие описания характеризуют людей духовных как чистых сердцами и тем самым исполнивших завет Христа: Будьте как дети (Мф. 18, 3).

Особый внутренний мир

Рассказывая о послушании святых отцов в монастыре, митрополит Иларион пишет о сути монашеской жизни в целом: «Монашеская жизнь построена на принципе полного отсечения своей воли перед старшим: труд монаха называется не работой, а послушанием именно потому, что монах выполняет его не по своей воле. Но благодаря отсечению собственной воли монах приобретает особый внутренний мир, который позволяет ему не думать о завтрашнем дне, не переживать за то, что его способности останутся нереализованными. Каждую минуту своего труда он посвящает Богу».

Книга принесет пользу для души, а также обогатит знания о современных святых, даст поддержку в вере и духовных трудах. Приятного и душеполезного прочтения!

Наталья Сахарова

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 2 (25), февраль 2025 г.